Это архивная публикация — она может содержать устаревшую информацию.
За 10 лет существования налогового мониторинга количество участников этого режима увеличилось более чем в 100 раз. В Москве состоялся юбилейный X форум по налоговому мониторингу, на котором обсудили дальнейшие пути развития этой формы налогового контроля.
В работе форума приняли участие около 500 участников – представителей ФНС России, крупного бизнеса, консалтинговых компаний и вендоров.
Налоговый мониторинг прошел путь от пилотного проекта для нескольких крупнейших налогоплательщиков в 2016 году до масштабного цифрового режима. Серьезный рост пришелся на последние три года. Если за первые шесть лет — с 2016 по 2022 годы — к режиму присоединились 445 компаний, то всего за последующие три года добавились ещё 437 организаций.
В 2023 году был взят курс на цифровизацию налогового мониторинга: утвержден порядок получения доступа к информационным системам организаций, введена в эксплуатацию интеграционная платформа и первые восемь компаний подключились к ее промышленному контуру. Сейчас почти 80% участников — 583 организации из 737 — успешно интегрированы с АИС «Налог-3». До 1 января 2026 года все участники налогового мониторинга должны подключиться к интеграционной платформе.
Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова подчеркнула, что именно 2023 год стал точкой отчета новой парадигмы развития налогового мониторинга: «Сейчас мы формируем требования к информационным системам участников для стандартизации не только канала взаимодействия, но и самих данных. В связи с этим ФНС России ведет активную работу над соответствующим проектом приказа. Часть приказа будет посвящена оценке уровня цифровизации компании: учитывается автоматизация процессов, применение информационных и сквозных технологий, работа с большими данными и использование искусственного интеллекта. При этом от компаний будет требоваться не только представление информации по аналогии с оценкой уровня СВК, но и соответствие заданным требованиям».
Для разработки единой методики оценки цифровой зрелости крупного бизнеса ФНС России провела опрос среди участников налогового мониторинга. В нем приняла участие 381 компания из 23 отраслей экономики.
В рамках опроса компании самостоятельно оценивали пять ключевых направлений цифровизации своего бизнеса:
- зрелость методов управления данными и процессами внутри организации;
- уровень технической оснащенности и готовности инфраструктуры поддерживать внедрение инновационных решений;
- наличие механизмов обработки больших объемов данных и обеспечение высокого уровня защиты информации;
- развитие цифровых продуктов и сервисов; квалификация сотрудников в сфере цифровых технологий.
По результатам опроса были выделены лидеры рынка по уровню цифровизации: отрасли телекоммуникаций, банковский сектор, лотерейная деятельность и операторы электронных площадок. В целом, опрос показал средний уровень цифровизации крупного бизнеса, который незначительно меняется по отраслям.
«Крупные компании активно внедряют цифровые технологии в свои бизнес-процессы, что позволяет обеспечить сбор высококачественных данных для глубокого анализа процессов, а также экономического моделирования и прогнозирования. Цифровая трансформация бизнеса также создает благоприятные условия для повышения точности контроля, оптимизации налоговой нагрузки и улучшения общего качества управления рисками», — уточнила Марина Крашенинникова.
По мнению экспертов форума, будущее налогового мониторинга связано с обработкой большого объема качественных данных на базе единой платформы. Акцент смещается с точечного контроля отдельных операций на всесторонний анализ различных отраслей экономики и мониторинг фактического влияния мер государственной поддержки на налоговую нагрузку и поступления в бюджет. Эти задачи совпадают с общими приоритетами развития страны, подчеркивая стратегическую важность развития режима.
Также одной из обсуждаемых тем форума стало внедрение технологий искусственного интеллекта. Участники отметили возможности использования ИИ для формирования методологических позиций, предсказания экономических моделей и выявления потенциальных рисков.
По итогам форума участники отметили, что режим становится новым цифровым стандартом налогового контроля для крупного российского бизнеса. Внедрение единой платформы и стандартизация процессов позволит сформировать экосистему проактивного и прозрачного налогового администрирования. Для бизнеса это означает не только снижение административной нагрузки, но и доступ к уникальной аналитике, а для государства – качественно новый уровень управляемости данными и предсказуемость бюджетных поступлений.