Яковлев дал четырехчасовой мастер-класс для студентов и более двух часов зрители наслаждались его игрой, рассчитанной на большие концерт–холлы. Звучали произведения Баха (его «Гольдберг-вариации» пианист исполнял без перерыва больше часа), Рахманинова, Чайковского. «Давайте обнимемся музыкой!» — предложил музыкант всем собравшимся.
Перед концертом музыкант дал эксклюзивное интервью «Новороссийскому рабочему».
— Александр Викторович, когда вы поняли, что музыка – это ваше все?
— Когда я был маленьким, то однажды увидел инструмент, подошел и начал играть.
— Как правило, дети часто бренчат на пианино просто так...
— Как позже заметили педагоги, к которым меня отвела бабушка, у меня были уже «поставлены руки». Причем, если у моей годовалой дочки такая же история, то ей хотя бы есть в кого стать пианисткой, а у нас в семье музыкантов не было. Мои родители – врачи. Я же еще до поступления в школу знал, что хочу связать свою жизнь с музыкой, стать концертирующим пианистом.
— Вы экстреном закончили школу. Как такое было возможно?
— Да, в 14 лет я практически всю школьную программу освоил. С пятого класса отдельно занимался с педагогами, чтобы сдать программу экстерном. Родители ничего не знали. Я куда-то уходил- приходил. Вообще удивительно, что в школе пошли мне навстречу. Такого эксперимента не было нигде, для меня создали специальную программу. Я-то понимал, что в моей музыкальной карьере химия и биология мне вряд ли пригодятся.
— И математика?
-Нет, математика как раз нужна. Все полифонические построения Баха – это чистая математика. Я сегодня буду играть «Гольдберг-вариации» Баха, там все делится на три, чтобы показать триединство: Отец, Сын, Святой Дух. То есть в произведении «считывается» не только математическая, но и духовная составляющая.
— Как много вы концертируете?
— С 2022 года я живу в Черногории. Очень много концертирую по Европе, наверное, больше, чем другие русские пианисты. Такой спрос на мои выступления доказывает, что культуру отменить нельзя. Она всегда была, есть и будет. Я с удовольствием играю за границей произведения Рахманинова, Чайковского, Шостаковича. Русские классики пользуются среди слушателей зарубежья большой популярностью. В этих произведениях прописан так называемый «русский код».
— В Германии вы играли Баха. Как слушатели воспринимали его в исполнении русского пианиста?
— Прекрасно воспринимали, хотя я волновался. Исполняя «Гольдберг-вариации» Баха переживал. Но овации не смолкали, и на следующий год я был снова приглашен с этой же программой. Концерт задержали по времени, потому что хитрые менеджеры умудрились продать на некоторые места по два билета. В ход пошли приставные стулья.
— Как вы относитесь к тому, что родители музыкальных детей настраивают их на обретение профессии, которая будет кормить? А музыка рассматривается лишь в качестве хобби?
— Это большая трагедия на самом деле, когда музыкант не находит себя. Я знаю многих выдающихся пианистов, которые в силу различных обстоятельств не могут выступать. В искусстве все очень тонко. Взять такой деликатный момент, когда речь заходит о гонораре. Стоит о нем подумать, и все, искусство в тебе начинает погибать. Хотя, вопреки всему этому, Петр Ильич Чайковский, например, был чудесный имеджмейкер и прекрасный менеджер. Талантливый музыкант должен еще думать, как ему пробиться через тернии к звездам. Такова жизнь.
— А вы сами? У вас есть менеджер?
— У меня есть опыт. В свое время я очень много организовывал различных фестивалей, концертов, изучал менеджмент, специально учился этому в Зальцбурге. У меня и супруга моими концертами занимается. Помимо этого, есть несколько менеджеров в странах, где я даю концерты: в Германии и Японии, но большую часть работы проделываем мы.
— Как состоялась ваша встреча с будущей женой?
— Она пианистка, занималась джазом. Мы встретились совершенно случайно на Площади Искусств в Питере. Она узнала меня как бывшего студента ростовской консерватории, где и сама училась. Я выяснил, что она может делать прекрасные видеофильмы, и пригласил ее работать со мной. А потом так получилось, что сердца соединились.
— Почему вы согласились дать концерт в нашем колледже?
— С колледжем у меня связаны самые теплые воспоминания, потому что я с детства, начиная с двенадцатилетнего возраста, приезжал сюда с моим профессором (Сергеем Осипенко,- прим.авт). Я, можно сказать, вырос на глазах педагогов новороссийского колледжа по классу фортепиано. Прекрасно помню этот зал, столько воспоминаний!
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
— Какой репертуар вы подобрали для выступления в Новороссийске?
— «Гольдберг-вариации» Баха. Это произведение мало кто играет из современных музыкантов. В Новороссийске оно мною исполняются впервые. В Москве его можно услышать примерно раз в пять лет. Исполнение рассчитано на один час 20 минут. Я его немного сократил – да простит меня великий классик!
— Сколько времени вы можете без отрыва провести за инструментом?
— Я не замечаю времени, как только погружаюсь в музыку, это другой мир, очень увлекательный. Могу играть, пока не остановят. Люся – дочка – может сидеть в ногах, играть в игрушки, может перебраться ко мне на колени, а я все буду музицировать.
— Александр Викторович, в разных странах слушатели предпочитают разные произведения?
-В разных странах любят прежде всего качественное исполнение. Люди всех стран хотят соединяться музыкой.
— Для вас важно быть любимцем публики?
— Конечно, важно. Без публики я не могу, что тут скрывать!
Несколько слов о самом концерте. Маленький зал колледжа, рассчитанный на студенческие концерты, был переполнен: приставные скамеечки и стулья выставили даже, за неимением места, даже на сцену. Ни одного студента за те часы, что шел концерт, я не увидела, погруженного в телефон или планшет. Гаджеты нужны были исключительно для того, чтобы заснять фото или видео выступления.
По окончании у людей был некий, я бы сказала, культурный шок.
-В таком маленьком зале небольшого нашего города этот талантливый музыкант играл с полной отдачей, как если бы находился в огромном концерт-холле! — поделилась впечатлением Оксана Анатольевна, чей сын занимается музыкой.
Для информации:
В десять лет Александр Яковлев солировал с Ростовским симфоническим оркестром, в восемнадцать получил свою первую именную стипендию от Мстислава Ростроповича, пишет «Википедия».
Александр — выпускник Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова и аспирантуры по классу фортепиано у профессора Сергея Осипенко. Также занимался композицией в классе профессора Леонида Клиничева. По окончании консерватории учился в зальцбургском «Mozarteum» у профессора Алексея Любимова и в Берлинском университете искусств у профессора Паскаля Девуайона.
Александр Яковлев — Лауреат более шестидесяти международных конкурсов и престижных музыкальных наград. В 2013 году удостоен золотой медали президента Итальянской республики за заслуги в области культуры и искусства.
Александр Яковлев является приглашённым профессором учебных заведений в Цинциннати (США), Такамацу (Япония), Бенаске (Испания), артистическим директором летней академии и фестиваля «Beyond the piano» в Бенаске. Является основателем и директором летней академии и фестиваля «Grand Piano in Palace» в Санкт-Петербурге.
Принимал участие в фестивалях «Великие мастера Сарагосы» в Испании, Mayfest в Шотландии, «Лики современного пианизма» в Санкт-Петербурге, фестиваль Бетховена в Бонне, удостоен приза лучшего исполнителя фестиваля «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге.
Александр Яковлев выступал в таких залах, как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Виктория-холл в Женеве, Laeiszhalle в Гамбурге, Alte Oper во Франкфурте-на-Майне, в Берлинской филармонии, в Берлинской Комической опере, Большом зале Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, Дворце искусств королевы Софии в Валенсии и многих-многих других.
Заведующая фортепианным отделением Новороссийского музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича Ирина Лыгач благодарна Александру Яковлеву и за концерт, и за мастер-класс для студентов.
— В его репертуаре более 27 концертов для фортепиано с оркестром, 20 сольных программ, в том числе, собственных обработок и переложений для рояля различной оперной и симфонической музыки. Знакомы мы с Александром очень давно, с тех самых пор, когда он впервые выступил в городском театре Новороссийска в рамках первых концертов проекта «Пятый сезон». Тогда мы пригласили его с сольной программой в наш колледж и он не отказался, а потом стал выступать у нас по два раза в учебном году и обыгрывать свои сольные программы перед зарубежными поездками, проводить мастер-классы со студентами.
Сейчас Александр Яковлев не только одарённый пианист, виртуозно владеющий инструментом, но и мыслитель-философ, выстраивающий глубокие концепции каждого исполняемого произведения. Он рассказывает о собственном видении и восприятии музыки, — поделилась с «Новороссийским рабочим» Ирина Алексеевна.
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фото Анатолия Поздняков
Фоторепортаж Анатолия Позднякова.