Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Материнский абьюз

Если кто не знаком с сюжетом, напомним: после смерти второго мужа властная испанка Бернарда Альба, следуя семейной традиции, объявляет в своей семье восьмилетний траур. У Бернарды пять дочерей в возрасте от 20 до 39 лет, которым она строго запрещает общение с представителями противоположного пола.

Две дамы-режиссера Виктория Десятова и Елена Вербицкая поставили эту пьесу, в которой нет ни одного актера мужчины.

Но, как уверяют, мои собеседницы, эта история, при всех внешних атрибутах, совсем не про феминизм.

— Любовь матери может стать разрушительной и токсичной. Где та грань, которая отделяет добрые намерения от дороги в ад? – рассуждает Елена Вербицкая.

— С точки зрения занятости всех наших актрис, пьеса очень благоприятная. Почти каждая обеспечена ролью. Но, конечно, не это главное, — считает Виктория Десятова. – Это спектакль о женском одиночестве, о вечной проблеме «отцов и детей», которая в современном цифровом мире приобретает куда более мощные масштабы. А материнский абьюз может привести к настоящей трагедии, вот о чем хочется рассуждать и о чем предупредить.

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Фото Виктории Николаенко

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Фото Виктории Николаенко

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Фото Виктории Николаенко

Многие глубокие вещи мы решили донести до зрителей выразительным языком хореографии. В постановке нет прямых монологов о женском одиночестве, но есть «говорящий» выход  с простынями. Желание материнства – это танец с клубочками шерсти – еще одна оригинальная сцена. И таких много. Спасибо нашему хореографу Александру Алексанину за такие изящные включения, которые оживляют этот спектакль.

По словам Виктории Десятовой, в подготовке пьесы был большой «застольный» период. Это многочасовые читки и разборы. Без этой кропотливой работы, предшествующей репетициям на сцене, не обойтись.  

Играющие тренеры

И Виктория Десятова, и Елена Вербицкая играют в этой пьесе двух дочерей Бернарды. Каково это? Ставить пьесу и одновременно играть в ней?

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Фото Виктории Николаенко

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Фото Виктории Николаенко

— Это практически невозможно, не имея дубля на свои роли, — поясняет Елена Вербицкая. — Поэтому мы с Викторией Игоревной сначала поставили спектакль с другими актрисами, а потом уже сами в него вводились.

Режиссер должен видеть картину целиком: игру каждого актера, деятельность всех цехов и всех приспособлений вплоть до каждого «винтика», чтобы убедиться, что все работает на одну идею и ничего не выбивается из общего полотна.

А если ты работаешь внутри спектакля в качестве актрисы, обозреть это все не так просто. И когда приходилось «впрыгивать» в репетицию, то ощущение было такое, что выполняешь упражнение на координацию.

И от меня, и от Виктории Игоревны все это требовало огромной концентрации внимания. Курьезный момент: когда мы вводились в спектакль в качестве актрис, то увидели, что как режиссеры мы несколько намудрили с переодеваниями. Но тут уже ничего не попишешь!

Ох мать и строга!

Роль Бернарды исполняет актриса НМДТ Наталья Барбакова. На мой взгляд, актрисе удалось изобразить и строгость, и материнскую любовь.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Новороссийске стартовал проект «К оказанию первой помощи готов!»

Очень убедительно сыграна сцена, когда довольная Бернарда позволяет расслабиться, убеждая себя, что в доме все хорошо, царит порядок, и «девочки» ее понимают и слушаются. Этот момент затишья перед бурей озаряется ласковой улыбкой Бернарды, овеян ее мечтательностью и светлыми надеждами. Она пытается утешить старшую дочь, которая жалуется на отстраненность и холодность жениха: «Все образуется».

Побеседовав с Натальей Львовной, я удивилась, насколько глубоко она изучила не только свою героиню, но и особенности жизни в испанской провинции в 30-е годы двадцатого века, законодательство страны. Она даже подсчитала, сколько ведер воды нужно было вычерпать из колодца, чтобы напоить лошадей: а у Бернарды был приличный табун!

Бернарда не просто так объявила восьмилетний траур по мужу, ею двигал в том числе и корыстный интерес: в Испании в те времена наследниками первой очереди были дети.

— Мы все немножко Бернарды, — рассуждает Наталья Барбакова. – В каждом человеке есть темная сторона и светлая. И это темное надо из себя убирать, проявляя больше эмпатии. В этой постановке показано, насколько губительным в прямом смысле слова может быть страх общественного осуждения, как боязнь того, «что скажут люди» обернулась трагедией.

Браво!

Некоторые корректировки в спектакль вносились буквально «по ходу пьесы». Так, например, режиссеры вкрапили в сценарий предстоящий декретный отпуск одной из актрис — Дианы Сковрунской. Она играет младшую дочь Бернарды – Аделу. Двадцатилетняя Адела влюбляется в жениха своей старшей, 39-летней сестры и вступает с ним в тайную связь.

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Фото Виктории Николаенко

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

На премьере Диане Сковрунской, столь ярко сыгравшей страсть юной девушки, громко кричали «Браво!». Актриса легко двигалась, танцевала и совершала прыжки. Полный огня испанский танец, исполненный на столе, стоит отдельных восторженных слов. Но, как признаются коллеги по сцене, у них замирало сердце в тревоге за будущую мамочку.

Премьера удалась

На мой взгляд, большое достоинство и актеров, и режиссеров в том, что действо не погрузилось во мрак трагедии. Спектакль, при всей серьезности темы, не выглядит тяжеловесным. Легкости ему придает в том числе и оригинальная сценография. Это заслуга Алексея Ксенофонтова и Анжелики Берединой, создавших стильные декорации.

Новороссийский театр закрыл сезон премьерой про испанские страсти

Хореографические вкрапления в полотно пьесы тоже не смотрятся инородным телом.

«Дом Бернарды Альбы» — пьеса, популярная во многих театрах. Но у нас свой рисунок и решение спектакля.

— Новая постановка займет достойное место в репертуаре, — уверен директор Новороссийского городского театра Олег Бередин.

— Удачная работа, которую по достоинству оценили зрители. Их реакция стала ответом на многие вопросы, в том числе, надо или не надо ставить трагедии. А если ставить, то как? Режиссеры прекрасно со всем справились, — считает художественный руководитель НМДТ Евгений Кушпель.

 Поздравляем с премьерой!


Источник: novorab.ru