Материнский абьюз
Если кто не знаком с сюжетом, напомним: после смерти второго мужа властная испанка Бернарда Альба, следуя семейной традиции, объявляет в своей семье восьмилетний траур. У Бернарды пять дочерей в возрасте от 20 до 39 лет, которым она строго запрещает общение с представителями противоположного пола.
Две дамы-режиссера Виктория Десятова и Елена Вербицкая поставили эту пьесу, в которой нет ни одного актера мужчины.
Но, как уверяют, мои собеседницы, эта история, при всех внешних атрибутах, совсем не про феминизм.
— Любовь матери может стать разрушительной и токсичной. Где та грань, которая отделяет добрые намерения от дороги в ад? – рассуждает Елена Вербицкая.
— С точки зрения занятости всех наших актрис, пьеса очень благоприятная. Почти каждая обеспечена ролью. Но, конечно, не это главное, — считает Виктория Десятова. – Это спектакль о женском одиночестве, о вечной проблеме «отцов и детей», которая в современном цифровом мире приобретает куда более мощные масштабы. А материнский абьюз может привести к настоящей трагедии, вот о чем хочется рассуждать и о чем предупредить.
Фото Виктории Николаенко
Фото Виктории Николаенко
Фото Виктории Николаенко
Многие глубокие вещи мы решили донести до зрителей выразительным языком хореографии. В постановке нет прямых монологов о женском одиночестве, но есть «говорящий» выход с простынями. Желание материнства – это танец с клубочками шерсти – еще одна оригинальная сцена. И таких много. Спасибо нашему хореографу Александру Алексанину за такие изящные включения, которые оживляют этот спектакль.
По словам Виктории Десятовой, в подготовке пьесы был большой «застольный» период. Это многочасовые читки и разборы. Без этой кропотливой работы, предшествующей репетициям на сцене, не обойтись.
Играющие тренеры
И Виктория Десятова, и Елена Вербицкая играют в этой пьесе двух дочерей Бернарды. Каково это? Ставить пьесу и одновременно играть в ней?
Фото Виктории Николаенко
Фото Виктории Николаенко
— Это практически невозможно, не имея дубля на свои роли, — поясняет Елена Вербицкая. — Поэтому мы с Викторией Игоревной сначала поставили спектакль с другими актрисами, а потом уже сами в него вводились.
Режиссер должен видеть картину целиком: игру каждого актера, деятельность всех цехов и всех приспособлений вплоть до каждого «винтика», чтобы убедиться, что все работает на одну идею и ничего не выбивается из общего полотна.
А если ты работаешь внутри спектакля в качестве актрисы, обозреть это все не так просто. И когда приходилось «впрыгивать» в репетицию, то ощущение было такое, что выполняешь упражнение на координацию.
И от меня, и от Виктории Игоревны все это требовало огромной концентрации внимания. Курьезный момент: когда мы вводились в спектакль в качестве актрис, то увидели, что как режиссеры мы несколько намудрили с переодеваниями. Но тут уже ничего не попишешь!
Ох мать и строга!
Роль Бернарды исполняет актриса НМДТ Наталья Барбакова. На мой взгляд, актрисе удалось изобразить и строгость, и материнскую любовь.
Очень убедительно сыграна сцена, когда довольная Бернарда позволяет расслабиться, убеждая себя, что в доме все хорошо, царит порядок, и «девочки» ее понимают и слушаются. Этот момент затишья перед бурей озаряется ласковой улыбкой Бернарды, овеян ее мечтательностью и светлыми надеждами. Она пытается утешить старшую дочь, которая жалуется на отстраненность и холодность жениха: «Все образуется».
Побеседовав с Натальей Львовной, я удивилась, насколько глубоко она изучила не только свою героиню, но и особенности жизни в испанской провинции в 30-е годы двадцатого века, законодательство страны. Она даже подсчитала, сколько ведер воды нужно было вычерпать из колодца, чтобы напоить лошадей: а у Бернарды был приличный табун!
Бернарда не просто так объявила восьмилетний траур по мужу, ею двигал в том числе и корыстный интерес: в Испании в те времена наследниками первой очереди были дети.
— Мы все немножко Бернарды, — рассуждает Наталья Барбакова. – В каждом человеке есть темная сторона и светлая. И это темное надо из себя убирать, проявляя больше эмпатии. В этой постановке показано, насколько губительным в прямом смысле слова может быть страх общественного осуждения, как боязнь того, «что скажут люди» обернулась трагедией.
Браво!
Некоторые корректировки в спектакль вносились буквально «по ходу пьесы». Так, например, режиссеры вкрапили в сценарий предстоящий декретный отпуск одной из актрис — Дианы Сковрунской. Она играет младшую дочь Бернарды – Аделу. Двадцатилетняя Адела влюбляется в жениха своей старшей, 39-летней сестры и вступает с ним в тайную связь.
Фото Виктории Николаенко
На премьере Диане Сковрунской, столь ярко сыгравшей страсть юной девушки, громко кричали «Браво!». Актриса легко двигалась, танцевала и совершала прыжки. Полный огня испанский танец, исполненный на столе, стоит отдельных восторженных слов. Но, как признаются коллеги по сцене, у них замирало сердце в тревоге за будущую мамочку.
Премьера удалась
На мой взгляд, большое достоинство и актеров, и режиссеров в том, что действо не погрузилось во мрак трагедии. Спектакль, при всей серьезности темы, не выглядит тяжеловесным. Легкости ему придает в том числе и оригинальная сценография. Это заслуга Алексея Ксенофонтова и Анжелики Берединой, создавших стильные декорации.
Хореографические вкрапления в полотно пьесы тоже не смотрятся инородным телом.
«Дом Бернарды Альбы» — пьеса, популярная во многих театрах. Но у нас свой рисунок и решение спектакля.
— Новая постановка займет достойное место в репертуаре, — уверен директор Новороссийского городского театра Олег Бередин.
— Удачная работа, которую по достоинству оценили зрители. Их реакция стала ответом на многие вопросы, в том числе, надо или не надо ставить трагедии. А если ставить, то как? Режиссеры прекрасно со всем справились, — считает художественный руководитель НМДТ Евгений Кушпель.
Поздравляем с премьерой!