Трудовые династии Новороссийска: три поколения служения искусству семьи Кузиных

Трудовые династии Новороссийска: три поколения служения искусству семьи Кузиных

Трудовые династии Новороссийска: три поколения служения искусству семьи Кузиных

Трудовые династии Новороссийска: три поколения служения искусству семьи Кузиных

Скоро в России будет отмечаться праздник Весны и Труда, когда принято чествовать людей, посвятивших свою жизнь работе на благо страны, трудовые династии, в которых из поколения в поколение передаются традиции беззаветного служения и верности выбранной профессии.

Сегодня мы расскажем о династии Кузиных, ставшей уникальным примером преемственности культурной миссии. Достижения этой семьи охватывают кино, театр, телевидение, просветительство. Из Душанбе — в сердце Черноморского побережья, из хроник социалистического Таджикистана — в живую ткань современной России. И каждое поколение бережно несло и передавало дальше талант, дисциплину и любовь к культуре.              

Основателем этой трудовой династии можно считать Василия Васильевича Кузина (1904–1978), заслуженного деятеля искусств Таджикистана (1952), оператора, режиссёра, участника Великой Отечественной войны. Он стоял у истоков основания таджикского кино, был оператором первых выпусков киножурнала «Советский Таджикистан» ещё в 1929 году. Василий Кузин снял и срежиссировал более 20 документальных фильмов, включая: «10 лет Советского Таджикистана» (1934), «Ледник Федченко» (1949), «Абу Абдулло Рудаки» (1958), «Утро Нурека» (1961), «Рождается будущее» (1963), «Республика моя» (1967).

Эти фильмы стали не только важными культурными документами, но и средствами визуальной хроники строительства нового социалистического общества в Таджикистане. Его работа формировала визуальный облик новой республики, помогая развивать чувство национальной идентичности у зрителей. Он стоял у истоков киностудии «ТаджикКино», которая начинала работу в условиях полной технической и кадровой недостаточности. Ему и его коллегам приходилось буквально изобретать съёмочную технику и добираться до локаций на лошадях и верблюдах — но именно благодаря их энтузиазму таджикское кино получило развитие даже в трудные довоенные годы. Именно он создавал хронику эпохи и прокладывал путь новым поколениям документалистов.

Продолжателем дела отца стал Евгений Васильевич Кузин (1933 – 2012), Заслуженный работник культуры Таджикистана, лауреат пяти Государственных премий им. Рудаки и премии Ленинского комсомола. Он был не только режиссёром и кинооператором, но и основателем жанра политического фильма в таджикском документальном кино. Его фильмы отличались публицистичностью и глубокой гражданской позицией, в числе работ: «Гордость родной земли», «Расплата за предательство», «Иван-таджик», «Этой весной в Кабуле», «Правда Апрельской революции», «Горсть материнской земли».

Его отличало умение устанавливать нужные связи, организовывать съёмки даже в нестабильных политических условиях — например, он снимал фильм об Апрельской революции в Афганистане и подружился с Фаридом Сейфуль-Мулюковым, известным тележурналистом СССР и обозревателем телепередачи «Кинопанорама». В 1987 году Евгений открыл независимую киностудию «Видеофильм», первую подобную в Таджикистане, что стало актом творческого и идеологического сопротивления — все его фильмы были построены на гражданской позиции и работе во имя СССР. В начале 1990-х годов переехал с семьей в Новороссийск, где продолжил работу в культурной сфере и стоял у истоков образования местного телевидения. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Владельцы горящего мусорного полигона в Новороссийске готовы передать его другому хозяину

Роза Акобирова-Кузина (1937–2009), советская и таджикская актриса, балерина, одна из самых ярких женщин своего времени. Её звёздный час наступил в 1957 году, когда она сыграла главную роль в первом таджикском цветном художественном фильме — «Я встретил девушку». Картина имела ошеломительный успех: её посмотрели 25 миллионов зрителей, а на Международном кинофестивале стран Азии и Африки китайский маршал Чжоу Эньлай, танцуя с актрисой, назвал её самой прекрасной женщиной Востока. После этого ей пророчили блестящее будущее в кино. Однако Роза выбрала семью — она вышла замуж за кинодокументалиста Евгения Кузина и отказалась от карьеры актрисы в полном смысле. Многие годы она оставалась его помощником на съёмках, партнёром и вдохновением. Впоследствии супруги переехали в Новороссийск, где продолжили работу в культуре и воспитании сына — будущего директора МКЦ, Олега Кузина. Известно также, что кроме главной роли в «Я встретил девушку», она снялась в фильме «Сыну пора жениться» и входила в число самых красивых актрис таджикского кинематографа советской эпохи. 

Олег Евгеньевич Кузин (1972) – достойный продолжатель трудовой династии Кузиных. Заслуженный работник культуры Кубани, директор МАУ «Морской культурный центр» города Новороссийска, руководитель и главный режиссер народного театра-студии «Сорванец». Под его руководством Морской культурный центр стал одним из самых активных культурных пространств города. 

У Олега Евгеньевича Кузина — внушительный список государственных и ведомственных наград и признаний за вклад в развитие культуры, среди которых: Грамота от Президента России Владимира Путина, медали «Патриот Новороссийска» и «Трудовая доблесть. Россия». Олег Евгеньевич является обладателем Всероссийской премии за достижения в области массовых форм театрального искусства «Грани театра масс» в номинации «Лучший патриотический праздник, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне» за литературно-музыкальную композицию «Непокоренные».

Среди его творческих достижений организация и проведение десятков фестивалей и конкурсов: «Морской узел», «Студенческая весна», «Бескозырка», «Штурвал удачи», «Апрельский звездопад» и многих других.

Под его руководством Морской культурный центр стал участником Культурной Олимпиады в Сочи и программ поддержки Крыма, а также инициатором масштабных новогодних и патриотических постановок, в которых ежегодно участвуют тысячи детей и зрителей. Коллективы центра и театр-студия «Сорванец» активно участвуют в международных и всероссийских фестивалях, проводят концерты, выставки, театральные постановки, образовательные программы.

Олег Евгеньевич продолжает традицию культурного служения. Его вклад — это не только сцена и постановки, но и большая организаторская и просветительская работа, связанная с национальной культурной политикой и молодёжным воспитанием.