Почему новороссийский художник не должен быть голодным

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

Речь идет о цикле его картин «О героях былых времен», который он готовил к 80-летию Великой Победы.

– Альберт Анатольевич, как родилась идея создать такой цикл?

– Все началось с товарища Сухова, – с улыбкой отвечает художник. – Я много читал исторической литературы, и знаю, что у Сухова был реальный прототип. Такие персонажи мне всегда были интересны, и я понимаю, что и нашему обществу необходимо освежить воспоминания о них. Денис Давыдов, Василий Чапаев и многие им подобные, но несколько подзабытые, – те герои, которые нужны нашей стране сейчас.

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

Василия Ивановича с Петькой я изобразил на тачанке. Есть у меня и работа «Матросы», созданная на основе черно-белого фото. То есть это вполне реальные герои. Если приглядеться, на бескозырках у них написано: Черноморский флот и Балтийский флот. Сам снимок я переосмыслил: картина получилась в несколько плакатном варианте.

Что касается товарища Сухова, то его я на некоторых работах осовременил, написав в солнцезащитных очках. Я уверен, что Сухов до сих пор живет среди нас, и вижу его своим современником. Сейчас работаю и над другими образами.

– Но ведь такая живопись – это не про деньги?

– Совершенно верно. Такие работы мало кто покупает. Хотя Сухов, к слову, монетизирован. Одну работу приобрело крупное министерство. Этот персонаж нравится публике.

Мало кто из моих коллег по цеху пишет подобных героев. Но мне они по-человечески близки и дороги. Дед участвовал во взятии Берлина, до дня Победы дожил, но вскоре скончался от ран. Сколько таких судеб! Я чувствую внутренний долг хотя бы таким образом рассказать о героических людях.

Есть у меня планы сделать серию работ и по поводу города-героя Новороссийска… Но не буду забегать вперед. 

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

– Насколько для художника важно, чтобы его картины покупались?

– Очень. И не только потому, что для большинства живописцев эта профессия является единственной и кормит всю семью.

Деньги – это стимул, чтобы развиваться дальше в своем творчестве. Помимо затрат на мастерскую, материалы и прочее, необходимо еще участие в выставках, желательно в международных, в различных проектах, знакомство с мировыми шедеврами. На все это нужны средства. Если ты делаешь свое дело, то должен творить на пике своих возможностей, при этом и развиваться, и двигаться вперед.

– Говорят, что вы даже натюрморт не признаете, если это обычное копирование того, что лежит на столе.

– Да, даже натюрморт должен быть осмыслен. Банально писать то, что до нас делали другие художники тысячи лет. Но и голландцы, прославившие этот жанр, были не столь просты. Они многие вещи шифровали. Ведь порой на их работах встречаются растения, чьи периоды цветения были в разное время. То есть теоретически они не могли оказаться на одном столе.

Наши преподаватели, а я учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, порой задавали такие шарады. Например, на занятии по постановке натюрморта, просили погрузиться в атмосферу произведения Гоголя «Нос» и написать натюрморт. Естественно, никакого носа на картине быть не должно. Но при взгляде на нее у каждого зрителя должны были возникнуть ассоциации именно с гоголевским произведением, той атмосферой и эмоциями, что оно навевало. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Новороссийске водителю «Лады» за неудачный поворот могут дать до двух лет лишения свободы

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

– Альберт Анатольевич, а как вы относитесь к пленэрам?

– Они очень нужны художнику для становления. Но в последнее время массовые организованные выезды художников на такие мероприятия стали чем-то вроде хорошо раскрученного туристического бизнеса – с непременным фуршетом на финише. Наблюдая за некоторыми коллегами там, я не понимал, зачем им вообще нужен пленэр, если изображают они действительность по принципу «я так вижу».

Если у меня возникает некая задумка, я долго хожу и раскладываю в голове, как это решить красивым пластическим языком, чтобы получилось не как фотография, а со смыслом. Могу сидеть с женой на диване, смотреть телевизор и при этом продумывать композицию будущей работы.

– Вы согласны с тем, что заказчик всегда прав?

– Абсолютно не согласен! Более того, многие мои коллеги-художники, настоящие художники, не ремесленники, отказываются писать картины на заказ.

У меня был любопытный случай в жизни. Тяжелая финансовая ситуация, остро нужны были деньги. А тут заказчик, которому понравилась моя картина «Качинская долина». Я не собирался продавать оригинал, он был мне дорог. Но готов был сделать новое видение этого сюжета – не копию, заметьте! И это видение большей частью диктовал заказчик. Я спешно засучил рукава и – к мольберту. В кратчайшие сроки картина была готова. Но когда заказчик пришел за ней, то сказал, что она ему не понравилась. Не то!

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

А я решил больше никогда не наступать на горло собственной песне. Картину позже написал так, как мне хотелось. Привнес туда свое видение, она получилась даже лучше оригинала, лучше, чем я вообще предполагал. Не успел разместить ее фото в своих соцсетях, как тут же позвонил один из давних поклонников моего таланта, в чьей коллекции уже не одна моя работа: «Продаешь?»

– Существует мнение, что художник должен быть голодным…

– Ерунда. Тогда художник как бы загнан в угол и готов на все, чтобы заработать хоть какую-то копейку. Это может иметь самые плачевные последствия: он хватается за все подряд, гонит халтуру, а порой и спивается.

– Кстати, почему именно алкоголь становится спутником многих художников?

– Я могу это понять и даже читал научный труд одной женщины-психолога на эту тему. К счастью, меня лично миновала чаша сия. Так уж я устроен, что, если стоит передо мной какая-то задача, я, наоборот, концентрируюсь на ней, и никакие допинги или перспективы расслабиться мне не нужны. То же самое, если возникают неудачи. С ними надо бороться с трезвой головой.

Сейчас, например, я форсирую строительство собственной мастерской (на то, что ее мне кто-то предоставит, надежды нет). Оборудую ее из старого, но с добротными стенами, сарая. А потом на горизонте уже новый проект.

Почему новороссийский художник не должен быть голодным

Источник: novorab.ru