Большинство ее сверстников уже давно на пенсии. А Раиса Матвеевна, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы, по-прежнему очаровывает школьников и коллег, легкой походкой ходит на каблуках, носит стильную стрижку и со вкусом одевается. И очень просит не указывать ее возраст, ведь эти цифры не имеют к ней никакого отношения.
Благодарность судьбе
Я присаживаюсь рядом с ней на диванчик уютной школьной библиотеки Морского технического лицея, где Раиса Матвеевна работает последние 17 лет. С ней приятно и легко. Согласна, цифры в паспорте не имеют к ней никакого отношения!
Раиса Матвеевна родилась и выросла в станице Крыловской. Легко балакает и развлекает своих внуков традиционным кубанским говором. В сельской школе, где она училась, была потрясающая учительница русского языка и литературы, которая и подтолкнула нашу героиню к поступлению в Армавирский педагогический институт. Училась она на очном отделении и с удовольствием. После выпуска получила направление в Чечено-Ингушскую АССР. Работала в горном ауле Старые Атаги Грозненского района.
— Как я благодарна этой школе жизни! Как мне повезло с хозяйкой, у которой я снимала комнату. Как она меня оберегала и учила местному менталитету. Тогда, например, в кинотеатр детям было запрещено ходить. Но когда привозили индийское кино, бежали смотреть все!
Дети как дети, но…
Отработав положенные три года, Раиса Матвеевна вернулась в родную станицу, где продолжила свою педагогическую деятельность, где были ее первые выпускники. Сорок лет назад переехала по месту работы мужа в Новороссийск и устроилась в школу №10, где проработала 34 года.
— Как вы относитесь к нововведениям в русском языке?
— Традиционный литературный русский язык для меня эталон, и это естественно. При этом я понимаю, что подвижки в языке – это непрерывный процесс. Что-то приживается, что-то отмирает. Наблюдение за этими процессами – само по себе увлекательное занятие.
— Современную литературу читаете?
— Конечно. Очень люблю Евгения Водолазкина. Пробовала читать Пелевина «Чапаев и Пустота», но не пошло. Улицкая, Сорокин – это уже классика. А вообще, очень люблю христианскую литературу – это Достоевский, Толстой, Гоголь, особенно выделяю Шмелева.
— Современные школьники уже не те, что были когда-то?
— Перефразирую Булгакова: «Дети как дети, напоминают прежних, только интернет их испортил». Что есть, то есть. Раньше дети искали информацию в библиотеках и самостоятельно добывали знания. Сейчас дети находят информацию в интернете за несколько секунд, которая не ложится ни на душу, ни на сердце. Пользуются готовыми домашними заданиями. Перестали критически мыслить. Не могут выражать свои мысли. Но в целом, дети по-прежнему замечательные и талантливые, каждый на своей волне.
О счастье
— Вы ведете классное руководство?
— Слава Богу, нет! В этом плане я свободный художник, занимаюсь только любимым делом – преподаю свои предметы детям. Последние 10 лет работы в школе №10 я была завучем, что исключает классное руководство, а в МТЛ перешла на условиях, что заниматься этим не буду.
Раиса Матвеевна убеждена, что совмещение преподавания предмета с обязанностями классного руководителя неэффективно и ведет к перегрузке, выгоранию и снижению качества работы. Она считает, что предметник должен давать знания, а воспитанием должны заниматься родители и освобожденные от занятий классные руководители.
— Что помогало вам не выгореть все эти годы?
— Ой, что вы, я много раз хотела плюнуть на все, развернуться и уйти. Но потом успокаивалась. Я прекрасно осознавала, что быть учителем – это мое призвание. Что мое счастье в учениках. Самое важное, что это понимала моя семья и создавала все условия для моей работы. Счастливая я, да. И всем моим коллегам в преддверии нашего профессионального праздника желаю трудиться с удовольствием и с благодарной отдачей школьников.
О секретах
— Какой совет можете дать молодым педагогам?
— Обязательно нужно любить детей. Но любить так, чтобы они об этом не знали. Это означает, что любовь к детям должна проявляться не в сюсюканье и попустительстве, а в требовательности, справедливости и заботе об их развитии. Держать дисциплину – это не значит быть холодным и отстраненным, это значит уважать личность ребенка, не переходить границы и давать ему возможность самостоятельно расти и развиваться.
— А есть секрет, как держать класс в дисциплине?
— Есть. Небольшой. Если меня раз не слышат, два не слышат, на третий раз я подхожу к особо выдающемуся и негромко обращаюсь к нему вежливо: «Товарищ дорогой, вы нарушаете!» Ученики уже понимают, что раз я перешла на «Вы», то это уже все, конец. Потом говорят, что я на них кричу. А я никогда не кричу, просто они так воспринимают мое обращение к ним на «Вы».
— Как остаться в сердце ребенка учителем с большой буквы?
— Откуда же я знаю (смеется). В основе моей работы с учениками лежат справедливость, доброта, чуткость, умение прощать – это те прекрасные принципы, которые всегда помогали мне. Про других ничего не могу сказать. И знаете, недавно случайно встретила бывшего ученика, а он, оказывается, специально меня ждал на остановке, чтоб поздороваться. Я прям растрогалась. Или иду себе, никого не трогаю, навстречу мужчина с бородой, здоровается. Потом всю ночь не могу уснуть, вспоминаю, кто бы это мог быть. Вспомнила!
К слову, в 2021 году все ученики 11 «А» класса школы с математическим уклоном, в котором преподавала Раиса Матвеевна Петенко, на ЕГЭ по русскому языку получили высокие оценки — от 81 до 100 баллов.
— У очередных ваших выпускников результаты будут не ниже?
— Надеюсь! По крайней мере, свой сегодняшний 9 класс на полпути, до ЕГЭ в 11 классе не брошу — ответственность и преданность своему делу не позволяют.