В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

Это достижение связано с именем первого «красного» директора Федора Петровича Кузнецова. О нем в альманахе «Истоки» рассказала старший научный сотрудник музея «Цементная промышленность» Антонина Мельдзер.

Он родился в Пермской губернии, но в молодости судьба забросила его на Кубань. Когда произошла революция, он работал завхозом на цемзаводе «Скала» в Гайдуке (позднее – «Победа Октября»). В 1920 году, когда советская власть окончательно установилась в Новороссийске,  его единогласно на одном из собраний избрали «красным» директором двух заводов «Победа» и «Скала». Федор Кузнецов тогда вспоминал, что большинство вопросов решалось на общем собрании.

В 1924 году Федора Кузнецова назначили директором цемзавода «Пролетарий». Это совпало с реконструкцией предприятия. На эти цели государство выделило огромные по тем меркам средства – 1 млн. рублей. На эти деньги были приобретены первые экскаваторы и мотовозы, запущена канатная дорога. Тогда работали 44 шахтные и 3 вращающиеся печи. Сложность была в нехватке кадров – требовались инженеры и квалифицированные рабочие. Но коллективу, которым руководил Федор Кузнецов удалось своить государственные средства и наладить непрерывное производство качественных стройматериалов. Одним из итогов реконструкции стала миллионная бочка цемента. Эту самую бочку поставили в центре заводского клуба.  Ей аплодировали, вспоминала ветеран «Пролетария» К. Никуева.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Юные футболисты Новороссийска одержали две уверенные победы в 17 туре ЮФЛ Юг

В честь этого события 9 сентября 1925 года была установлена арка, построенная методом народной стройки,. На ней с одной стороны надпись — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На другой стороне приведены слова из Интернационала:  «Мы наш, мы новый мир построим!»  На арке кроме надписей находились барельефы Карла  Маркса и Владимира Ленина.  Но барельефы не сохранились. Арка была не только украшением. Она служила опорой подвесной дороги.

Сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Василий Алексеев опубликовал у себя в блоге фотографию памятника 1930 года. Ясно, что 90 лет назад под аркой проходило Сухумское шоссе, ездили грузовики. Но сейчас это невозможно. Эта ветка дороги используется как  стоянка.

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

Фото из блога Василия Алексеева. Так арка выглядела в 30-е годы прошлого века.

Арка сейчас выглядит удручающе. А между тем она является объектом культурного наследия. В 2018 году была проведена экспертиза, которая установила мероприятия, необходимые для ее сохранения. Но речь о реконструкции не идет, по крайней мере, таких работ в ближайшие годы в Новороссийске не запланировано.

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента

Источник: novorab.ru